Главная » 2011 » Апрель » 6 » EM0BSCC/am: IN AIR FROM AIR - впечетления от Юрия, UT5EL
12:29
EM0BSCC/am: IN AIR FROM AIR - впечетления от Юрия, UT5EL
IN AIR FROM AIR

К сожалению, красивая игра английских слов на русском будет звучать не так загадочно. "В эфире с воздуха". Всего лишь.

Лингвисты проводят многие часы в поисках понимания тайных смыслов и истории развития сочетаний букв и знаков, они находят старинные источники и многократно штудируют словари+ Но иногда+ Иногда одно практическое мгновение открывает все. И вот - ты уже осознал, прочувствовал и понял навсегда, что это сочетание букв содержит в себе.

Братья Монгольфье сначала отправили в небо домашних животных. Роль "Белки и Стрелки" исполнили курица, утка и коза. Пролетали твари несчастные полчаса, благополучно приземлились, и началось+. Человек рванул в воздух... Сбылась мечта Икара+ На смену красавцам-шарам пришли аппараты тяжелее воздуха, потом еще один шаг, еще и еще+ И теперь, сидя на борту современного лайнера, отправляясь в очередную скучную командировку, уже вряд ли придет это ощущение восторга от полета, которое испытывали наши предки 2-3 века назад. Но как оно было тогда? Понять это можно, только отправившись в небо на аэростате.

И теперь представьте себе, что вы находитесь в корзине на высоте более трех тысяч метров, над вами огромный шар, а внизу и вокруг - белые облака. И совсем нет ветра! Мы несемся со скоростью более 100 км/час над грешной матушкой-Землей, но окружает нас только покой. Вокруг царит ее величество Тишина, периодически нарушаемая лишь ревом горелки. И вот оно приходит - ощущение единения с небом, воплощение слова "воздухоплавание" в эмоции, понимание, что небо живое, что вы с ним заодно, и что оно принимает вас в свои объятия, как ребенка дерзкого и непослушного, но любимого. Проходят часы полета, текущие заботы о поддержании связи отвлекают от красот земных и небесных, потом посадка (не совсем мягкая в нашем случае), и еще потом - первые минуты на земле+ Плаванье в воздухе закончено, но осталось нечто внутри нас, нечто изменившие наше восприятие жизни и ее ценностей+ И это, наверное, главный результат.

Рассказать можно многое. Воздухоплавание сейчас просто спорт. Но спорт далеко не простой. Короткие газетные и интернетные информационные сообщения не могут отразить огромные усилия, напряжение и ко всему еще и денежные затраты, которые необходимы для того, чтобы полет состоялся, и чтобы полет стал рекордным.

Тем, кто увидел "кухню" рекорда изнутри, это понимание приходит довольно быстро. Во-первых сам шар. Только представьте себе огромную сферу, диаметром под 40 метров (10-12 этажный дом!), которая весит килограмм так 400, и которую надо доставить в точку старта, развернуть и надуть. Сама корзина - это произведение искусства! Плетеный ротанг, легкий и прочный, но тем не менее весом тоже под полтонны. Еще и топливо для полета - а это более полторы тонны специальных баллонов с пропаном+ Сразу вспоминаешь старый анекдот - "а теперь попробуем со всей этой фигней взлететь".

А теперь - сам старт. Пилоты изучают карты ветров и погоды, пытаясь определить оптимальные точки, где можно взлететь и приземлиться. Погода меняется, ветер тоже не отличается предсказуемостью, особенно на разных высотах. Уточнения идут регулярно, буквально до момента отрыва. В последний момент точка старта выбрана, и мы, загрузившиеся и заправившиеся, отправляемся в путь. В момент выезда - "это где-то в Винницкой или Житомирской области", и только уже по дороге в Житомир, самая последняя карта наземных ветров позволяет определить окончательное место: где-то в районе г.Хмельник.




Курортный городок встречает нас уже в 11 вечера, страт назначен на 05.30, ибо для полета и рекорда необходимо светлое время суток, а значит идея - взлететь на рассвете и сесть на закате+ Короткий сон, а в 02.00 команда поддержки находит место для взлета. Ветерок еще свежий, но прогноз обещает к утру не более 3-4 метров в секунду. Нас поднимают около двух, короткое ночное путешествие и мы - за городом. Три джипа сопровождения останавливаются на поляне в небольшой низине, и процесс пошел...

В команде в общей сложности человек 15. И команде надо выгрузить и развернуть оболочку, снять с прицепа корзину, установить и состыковать систему горелок и т.п. и т.д. Если вернуться к весу каждого компонента летательного аппарата, задача - не совсем простая, даже для такой группы. Мы с Сашей (UR5EAW) занимаемся антенной и установкой аппаратуры. Затягиваем в корзину аккумуляторы, навешиваем и привязываем стойку с ICOM-7000, интерфейсом RigExpert и согласующим. Антенна - веревка длиной около 60 метров, которую привязываем к фалу. Можно просто сбросить ее в полете вниз, но на низких высотах эти 60 метров могут представлять опасность. К сожалению, в реальных условиях обкатать ничего не получается - антенна будет готова только, когда шар поднимется, а в лабораторных условиях все, как всегда было хорошо...


Во время разворачивания оболочки корзина лежит на боку. Два тепловентилятора вдувают в шар жизнь, и постепенно сорокаметровый красавец отрывается от земли и становится вертикально, при этом переворачивая корзину в рабочее положение. Мешкать на старте нельзя, даже джип, к которому привязан стартовый канат, может улететь в воздух с хорошим порывом ветра. Поэтому проходят считанные мгновенья, удар по карабину каната и взлет!

Земля быстро уходит вниз, несколько секунд и стартовое поле уже далеко, машины кажутся небольшими коробками. Мы поднимаемся плавно, словно в лифте, ускорения и порывов ветра не ощущаем совсем. Шар медленно вращается вокруг вертикальной оси, покой неба окутывает нас.

Саша начинает возиться с аппаратурой. Подключаем питание, врубаем комп. Как всегда, полчаса боремся с глюками. Антенный канатик близко, наводки на компьютер и микрофон бешенные. Помимо всего идет международный тест (WPX SSB), почти все диапазоны для телефона для нас закрыты, ибо не будучи последними идиотами понимаем, что пинаться с зубрами не стоит, да и не имеет смысла. В конце концов, устав от глючащего компьютерного телеграфа, врубаемся на обыкновенное электронное "телепало" и медленно, но верно начинаем проводить связи. "Семера" идет неплохо, зовет Украина (особенно те области, над которыми пролетаем), зовет Европа. Заканчиваем диапазон через пару часов с 200 связями и идем выше. 10 МГЦ прорывает не особо, проведя пяток связей, переходим на двадцатку. К этому времени, шар уже успешно поднялся на 3 километра и мы перескакиваем парочку атмосферных фронтов. Ветер - попутный, скорость до 100 км в час. Пробуем телетайп и телефон на "восемнашке". И тут оказывается бессильным наш антенный тюнер. Ну не может он согласовать имеющуюся веревку. Увы, меняем 3 микрофона, все заводятся. Мало того, включение горелки дает сильный шум, и естественно, удар не только по ушам (несмотря на крутые Heil-pro с хорошей звукоизоляцией, но это ладно, к помехам мы привыкли), но и по микрофону. В конце-концов, один добрый немец сообщает, что сигнал не в дугу, и что вряд ли мы сумеем успешно нахрипеть на этом диапазоне хоть какой-нибудь мало-мальский пайлап. Телетайп тоже не радует темпом, все-таки мощность небольшая (работаем на 85 ватт), проведя три связи, понимаем, что потратим на эксперименты уйму времени. Что ж - идем назад в любимый телеграф.





Тем временем, мы уже пролетели около 500 км, и если продолжать в том же духе, то через 3 часа мы окажемся на границе, а это значит, что побив рекорд Украины по дальности (который уже побит), не получится побить рекорд длительности (11 часов). Страна маловата, нормальному шарику разогнаться негде. Пилоты принимают решение - снижаться. Внизу ветер поменьше, это оставит нам шанс оставаться в воздухе в остальные часы. Сейчас мы находимся южнее Днепропетровска. На высоте 150 метров и поливая телеграфом на "восемнашке" пересекаем запорожское шоссе и Днепр в районе Войскового. Пилоты связываются с машинами поддержки - командуют двигаться в сторону Донецка. Кстати, машины движутся за нами с момента старта.
В эфире гремит Днепропетровск, еле успеваем разгребать местных и отвечать проскакивающим японцам. Темп доходит до 6 связей в минуту, сами балдеем от такого наплыва. Потом шаг за шагом пайлап затухает, похоже падает прохождение, и возле Синельниково возвращаемся на родную двадцатку. Тут тоже неплохой зов, нас слышат канадцы и американцы, но мы влетаем в тучи, и как ни странно, "двадцатка" после 3.00 PM по местному затухает. В треске вытягиваем последних немцев и итальянцев и пытаемся попробовать "восьмидесятку". Тут глухо. Устанавливаем пару связей с группой поддержки из Кривого Рога, но после 10 минут "цикюляния" переходим на 10 МГЦ, где начинается неплохой зов.

Тем временем погода перестает благоприятствовать, западный ветер переходит в северный, это изменяет к худшему возможный результат по дальности. Поднимаемся на полтора километра, влетаем в снежные облака, но результат тот же - мы сворачиваем на юг. А на 10 МГЦ тем временем нас все еще рвут... К пяти часам вечера перескакиваем 750 связей, в принципе - неплохо для нашего сетапа+ Получаем СМС от коллег - нас уже снова ждут на "семере", но+ увы+ Погода делает свое мерзкое дело+ Снег тает на оболочке, вниз льется вода. Icom гордо вырубается, похоже срабатывает защита, потом включается снова. Проводим еще пяток связей, снова вырубаемся. Может это уже сел аккумулятор, но в такой мокроте проверять не хочется. На следующем включении принимаем решение прекратить работу. Все вокруг ужасно сыро... А "птичку жалко" - вдруг больше не включится... Так и осталась "семерка" в пролете, ну что ж - кто встал рано и успел, тот успел. Нажимаем на Icom кнопку Power, и радиоэкспедиция покинула эфир, все еще оставаясь в воздухе.

Пилоты командуют "собирать манатки" и готовиться к посадке. Мы опускаемся метров до 100, сначала среди снегопада, потом уже среди моросящего дождя. Кругом терриконы и поля. Ветер достаточно сильный, машем руками останавливающимся машинам. Индустриальный Донбасс не располагает к посадке аэростатов в плохих погодных условиях. Ищем поле, к которому смогут подъехать джипы поддержки, они нас видят, но ветер несет нас поперек дорог. Пробуем снижаться, впереди линия электропередачи, увы - приходится уходить вверх. За бортом начинает смеркаться. Время поджимает, садиться в темноте при таком ветре просто опасно. Внизу шахта, какие-то очистные сооружения, перелетаем их, снова снижаемся. Опять ЛЭП, потом еще одна, а вдалеке обнаруживаем новую, причем весьма высоковольтную.

Командир повторяет краткие инструкции при посадке: корзину покидать только по команде, крепко держаться и выполнять только его указания. Земля приближается, снижаемся не очень быстро (прибор показывает вертикальную скорость около 0,5 м/с), но вот горизонтальная составляющая около 25 км/ч+

Сам момент посадки ушел в подсознание. Осталось только ГУП - гуп-гуп -гуп - ГУП - гуп-гуп-гуп-гуп-гуп-гуп ... ГУП - гуп-гуп... В общем, попрыгали на славу... Потом сознание воссоздает картины замедленного кино: Пилот, распластавшийся по земле, цепляющийся за стойки, и пашущий лицом землю, подпрыгивающая стойка с аппаратурой (чудом не рассыпалась)+ грохот корзины и баллонов... Наконец все замирает... Все подтверждают, что каждый в порядке (хотя некоторые не совсем). Командир тушит горелку, шар опадает на землю. Через полминуты поступает разрешение покинуть корзину (раньше этого делать нельзя, облегченный шар может запросто полететь назад в небо). Выбираемся на твердую землю+ В наступающих сумерках ищем выпавшие вещи. Итого мы прыгали не менее 13 раз... Памятное фото Сергея (UR5UGC, наш командир экипажа) с черным от земли лицом. Ничего себе посадочка.



На этом заканчиваются приключения, связанные с воздушной частью перелета, но эпопея продолжается+ Неизвестное поле оказывается просто непроходимым для джипов. Сначала застрял один, потом второй+ Сумерки сменяются темнотой, дождь снегом... Отважные воздухоплаватели, ходят вокруг корзины и ожидают группу поддержки. А группа поддержки застряла в грязи. Группа поддержки ищет трактор, потом трактор находится, но джипы все равно застревают вместе с трактором... Проходят часы... Воздухоплаватели греются у горелки... Снег покрывает землю. Ноги чавкают в грязи. Уже прибыл спортивный комиссар (3 км по полю прошел), он фиксирует показания опломбированных приборов. Потихоньку сворачиваем шар. Снег продолжается. Наконец, к нам прорывается трактор без джипов. Уже почти полночь+ Наконец принимается решение: забираем самое ценное и с помощью трактора перевозим его на большую землю, остальное оставляем здесь. Мы топаем 3 км по грязи к ближайшему асфальту. И наконец: есть дорога, есть теплые джипы и пресса.



Донецкие коллеги- воздухоплаватели выручают по полной программе, еще час - и мы в гостинице вместе с парой сотен килограмм грязи, которую мы туда натащили. Ребята из группы поддержки держатся из последних сил - они проехали почти 900 км по родным дорогам вдогонку за нами. Душ - краткий банкет по поводу события - и спать!

С утра снова подъем, мы все-таки добираемся до места посадки вместе с джипами (спасибо Саше-трактористу), с криками ура сворачиваем и упаковываем изрядно потяжелевшую от воды оболочку (которую, кстати, успела грызнуть местная мышка). Затягиваем на прицеп корзину. ВСЕ! Теперь можно двигаться до дому. Снова гостиница, грязь и душ, и мы уже на пути домой.

Рекорд состоялся!

Просмотров: 965 | Добавил: ut5el | Теги: UR5UGC, IN AIR FROM AIR, EM0BSCC/am, UT5EL, UR5EAW | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0